Раскоксовка: суть проблемы, профилактика, факты и вопросы
Автомобилисты не первый год пользуются раскоксовками и активно обсуждают эту тему в гаражах за чашкой чая или в баталиях на форумах. Есть масса мифов, фактов и вопросов в этой теме. Как говориться истина рождается в споре и данным материалом эксперты по раскоксовке компании GREENOL, ученые, кандидаты и доктора наук доступно и понятно постараются осветить тему раскоксовки.
Раскоксовка REANIMATOR от компании GREENOL произвела революцию в использовании раскоксовок, с приходом эры GREENOL процесс раскоксовки стал не профилактикой, а реальной мерой реанимации двигателей с критическим масложором, вызванным нагаром и закоксовкой колец. После появления Реаниматора в сети появилось масса реальных, живых и независимых, а не купленных, отзывов об эффективности продукта.
Расскажем наш взгляд на проблему закоксованности и пути ее решения.
С ЧЕМ БОРЕМСЯ? ЧТО ТАКОЕ ЗАКОКСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ? РАЗБЕРЕМСЯ С ТЕРМИНАМИ
Судя по названию, задача раскоксовки – удалить, растворить кокс. Мы считаем правильнее говорить нагар или углеродистые отложения, так как кокс – это твердый продукт получаемый прокаливанием каменного угля без доступа воздуха. Но раз терминология привычна для автомобилистов, будем далее использовать термин раскоксовка.
Раскоксовка – безразборное удаление углеродистых отложений (нагаров, лака, шлама) с поршневых колец, поршня и камеры сгорания. Именно здесь отложения приносят наибольший вред, отложения на клапанной крышке или налет на распредвалах не столь страшен.
Углеродистые отложения в двигателе – разнообразные отложения на поверхностях деталей двигателя, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла. Различают три вида отложений: нагар, лак и шлам.
Нагар – химически это продукты термической деструкции и полимеризации масла и остатков топлива. Он образуется на сильно нагретых поверхностях (400° – 1000°С), то есть на поршне со стороны камеры сгорания, на впускных и реже выпускных клапанах (там нагар выгорает). Нагар имеет характерный черный цвет, хотя иногда может быть белого, коричневого или другого цвета. Меньшее количество отложений образуется в разогретом двигателе, работающем под нагрузкой. Поэтому для двигателей крайне полезно периодически ездить по трассе на повышенных оборотах, а не «тошнить в пробках».
Лак – тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от светло-коричневого до черного цвета, который образуется на умеренно нагретых поверхностях вследствие полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода. Лаком покрываются юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров. Лак значительно ухудшает отвод тепла (особенно поршня), снижает прочность и сохраняемость масляной пленки на стенках цилиндров.
Шлам – это взвесь (суспензия и эмульсия) в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ от коричневого до черного цвета. В норме большая часть шлама задерживается масляным фильтром. Однако при больших интервалах смены масла фильтр может забиваться и пускать часть масла в обход – через перепускной клапан, в итоге в масле растет количество шлама и резко возрастает износ двигателя. Вовремя меняйте масло и фильтр!
В идеале, в двигателе не должно быть никаких отложений, но этого очень сложно добиться.
Нагар и лак крайне негативно влияют на работу и состояние двигателя, однако это не сразу заметно владельцу, зачастую болезнь двигателя никак себя не проявляет. Со временем отложения в канавках поршня вокруг колец препятствуют их движению и прижиманию к стенкам цилиндра (кольца залипают, прихватываются и в итоге заклинивают). В результате заклинивания и затруднения движения колец, они не прижимаются к стенкам и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и расход масла.
Чаще всего наглухо закоксовываются маслосъемные кольца, что видно при разборке двигателей – они повторяют профиль поршня и не двигаются. По нашему опыту полная закоксовка компрессионных колец встречается реже, так как они больше подвержены температурным перепадам – расширению и сужению при работе и простое двигателя.
В этот момент владелец замечает неладное – у двигателя появляется масляный аппетит.
Масштаб бедствия: по нашему мнению если расход масла более 300-500 мл на тысячу км. – это означает его угарание через цилиндро-поршневую группу, а не через маслосъемные колпачки. Так как площадь угара через зазор между поршем и цилиндром значительно больше, чем через зазор между клапаном и колпачком. Практика подтверждает, замена колпачков при расходе 5 литров на 10 тыс. км. не помогает, как правило.
Большое зло, ведущее к ремонту двигателя – полирование стенок цилиндров – это когда отложения на верхней части поршней полируют внутренние стенки цилиндров, удаляя хонинговку (для тех моторов, в которых она предусмотрена конструкцией). Полировка препятствует удержанию масляной пленки на стенках и значительно ускоряет скорость износа, способствует появлению задиров.
ПРИЧИНЫ ЗАКОКСОВКИ КОЛЕЦ
На наш взгляд ключевыми причинами закоксовки колец являются три:
- конструкция двигателя;
- качество масла;
- интервал замены масла.
Есть масса отягчающих обстоятельств, например: частая езда на непрогретом двигателе с небольшой нагрузкой, езда на малых оборотах, стояние в “пробках”, езда зимой на небольшие расстояния, плохое топливо. Сами по себе эти факторы не могут вызвать закоксовку, но способствует ей.
Например, не качественно топливо может влиять на закоксовку, но редко является основной причиной, так как оно практически не доходит до маслосъемных колец. Более того, качество топлива в России в настоящее время на хорошем уровне, крайне редки случаи выхода свечей из строя из за металлсодержащих присадок или избытка смол в топливе. В поддержку влияния топлива на загрязнение мотора стоит заметить, что двигатели, работающие на газе, закоксованы гораздо меньше.
Конструкция двигателя – ключевым моментом является конструкция поршня, колец и их размер. К сожалению, современные двигатели гораздо больше подвержены закоксовке, чем старые! Это связано с миниатюризацией поршневых колец и проточек под них в поршне. Если раньше высота колец могла достигать 2-4 мм, то после 2000-2010 годов практически нормой стало 1-1,5 мм и менее! Это приводит к тому, что нагар в значительно большей степени способен заклинить кольца в поршне. Канальчики маслостока (это даже не каналы) колец и поршней в новых моторах очень малы, это затрудняет отток загрязнений и вызывает закоксовку.
Есть ряд двигателей сильно подверженных закококсовке, а есть двигатели, которые прощают огрехи больших интервалов замены масла.
Качество масла – несмотря на прогресс химии и технологии (современные масла значительно превосходят продукты 20-40 летней давности по ряду свойств) до сих пор не удалось создать масло обеспечивающего абсолютную чистоту двигателя. Улучшение свойств масел (базовых масел и пакетов присадок) позволило увеличить интервалы замены масла, и в общем снизить расходы на техническое обслуживание за счет увеличения интервалов до 15-20-25 тысяч километров. Однако, зачастую, расплатой стало загрязнение двигателя и резкое снижения его ресурса.
Интервал замены масла – здесь всё просто, чем чаше менять масло, тем меньше вероятность закоксовки, так как масло сохраняет свои свойства. Крайне рекомендуем сократить интервал замены масла в двигателе до 7-10 тысяч км., с рекомендованных некоторыми производителями 15-20-30 тыс. км. для легковых машин.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАКОКСОВКИ
Исходя из причин закоксовки, предлагаем способы ее профилактики, как говорят «профилактика – лучшее лечение»!
Конструкция двигателя – ее вы не измените, при покупке автомобиля посмотрите профильные форумы и отзывы на предмет надежности и болячек двигателя. Для ряда моделей производители вносили изменения в конструкцию поршней и колец, возможно даже были компании по отзыву.
Масло моторное и интервал замены – рекомендуем менять масло чаще, для России с ее тяжелыми условиями эксплуатации, для бензиновых легковых двигателей желательна замена масла каждые 7-10 тыс.км. Для турбовых легковых лучше 5-7 тыс.км. В этом диапазоне большинство качественных масел (не подделки) сохраняют свойства.
КОГДА НУЖНО ДЕЛАТЬ РАСКОКСОВКУ?
Есть ряд ощутимых автовладельцем случаев, когда стоит сделать раскоксовку:
– при расходе масла двигателем, иногда проявляющемся дымлением на холодную или при перегазовке. Современные моторы могут жрать литрами масло без сильного дыма, так как выхлоп проходит через катализатор, дожигающий остатки масла, но и необратимо повреждающийся при этом. Более того, современный химический состав масел даёт мало дыма. Если ваш двигатель начал есть масло, обязательно попробуйте раскоксовку, по отзывам Реаниматор способен устранять даже жор 10 литров масла на 10 тыс.км., в том числе на современных моторах немецких производителей.
– при снижении компрессии двигателя, что проявляется снижением динамики, трудностью запуска, повышением расхода топлива. Снижение компрессии часто связано именно с залеганием колец.
– если автосервис предлагает сделать капремонт из-за высокого расхода масла, мотивируя, что раскоксовки не помогают. Раскоксовки не помогают, если только двигатель физически изношен, стучит, сломаны кольца, есть задиры и т.д.
ЧТО ВОЛНУЕТ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ? КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ДОЛЖНА РЕШИТЬ РАСКОКСОВКА?
В первую очередь, снизить расход масла. Именно этого эффекта ожидает потребитель, он его может легко и быстро измерить и почувствовать. Например, сразу после раскоксовки устраняется дымность выхлопа из-за сгорания масла (помните, как дымили в советское время двухтактные мотоциклыJ). В первую тысячу пробега после раскоксовки резко снижается или исчезает расход масла, улучшается тяга.
Для достижения такого эффекта нужно отмыть от отложений кольца, кольцевые канавки и маслостоки (как правило, сверловка – отверстия) в поршне. Именно на эту цель и были направлены научные исследования команды GREENOL по созданию раскоксовки.
Отмывание нагаров на клапанах, в камере сгорания это вторично, но тоже крайне важно. Так как улучшается смесеобразование и процессы сгорания. По нашему опыту на раскоксовку Реаниматором отлично реагируют двигатели с непосредственным впрыском топлива, так как для них наиболее важна чистота камеры сгорания и нормативный ее объем, который может сильно снижаться при отложениях.
СПОСОБЫ РАСКОКСОВКИ или КУДА ЗАЛИВАТЬ РАСКОКСОВКУ?
Существует четыре самых распространенных способа заливки жидкостей для раскосовки у разных производителей: в камеру сгорания, в моторное масло, во впускной коллектор, в топливо. Читайте внимательно инструкцию по использованию конкретного препарата.
Разберем подробно каждый из способов:
В камеру сгорания – не самый простой, но самый эффективный на наш взгляд. Этот способ позволяет доставить жидкость для раскоксовки в максимальной, не разбавленной концентрации, до нужного места – до поршневых колец. За счет испарения жидкости возможно очищение камеры сгорания, что крайне важно. Минусы способа – требуется частичная разборка двигателя для доступа в камеру сгорания, например выкручивание свечей зажигания. Способ сложно реализуем в оппозитных двигателях.
Именно данным способом вноситься большинство промышленно выпускаемых препаратов и инициативных растворов.
В моторное масло – простой, но менее эффективный способ на наш взгляд, так как жидкость для раскоксовки разбавляется маслом и действует в меньшей концентрации. При данном способе не возможно очищение камеры сгорания и клапанов, так как жидкость туда не попадает. Не обнаружили в интернете достоверных отзывов об эффективности данного способа, если вы найдете, пришлите нам, обновим данную статью.
Во впускной коллектор – жидкий препарат впрыскивается или засасывается воздухом работающего двигателя через впускной тракт. Относительно простой, но не слишком эффективный способ по нашему мнению, так как жидкость попадает в работающий двигатель и быстро в нем сгорает, зачастую не успевая достичь маслосъемных колец. При данном способе возможно очищение камеры сгорания и впускных клапанов (зависит от состава препарата), что является преимуществом по сравнению с внесением раскоксовки в масло. В интернете есть упоминания о внесении энтузиастами подобным способом воды, перекиси водорода, раствора гидроперита и других растворов. Существуют промышленно выпускаемые препараты для очистки впускного коллектора и камеры сгорания подобным способом. Не обнаружили в интернете достоверных отзывов об эффективности данного способа, если вы найдете, пришлите нам, обновим данную статью.
В топливо – редкий, и на наш взгляд совершенно не эффективный способ, так как жидкость для раскоксовки будет очень сильно разбавлена и не может с парами топлива достичь маслосъёмных колец. Не обнаружили в интернете независимых отзывов о реальной эффективности данного способа.
МИФЫ, ФАКТЫ И ВОПРОСЫ О РАСКОКСОВКЕ
Препарат для раскоксовки GREENOL REANIMATOR, перевернувший представление о раскоксовке, показавший, что это не только профилактика, а возможность за 1-2 часа удалить нагар с колец и реально излечить масложор не является всесильным или чудесным. Мы не обещаем наращивания металла или заживления трещин блока цилиндров. Для лучшего понимания поговорим о мифах и фактах о раскоксовке.
МИФ 1. Раскоксовка не помогает, нельзя отмыть кольца и открыть каналы. Только капиталка
Мы честно говорим, препарат REANIMATOR помогает в случае масложора из за закоксовки колец, если же причин несколько, то эффект может быть не большим либо даже отсутствовать – в случае физического износа двигателя, задиров, вытекания масла и других причин, не связанных с загрязнением. В любом случае, считаем, что стоит попробовать раскоксовку перед капитальным ремонтом двигателя, по нашему опыту частота масложора из-за закоксовки крайне высокая.
По нашему опыту каналы реаниматор открывает отлично, но это происходит в не сам момент раскоксовки, а при заводке и работе двигателя после раскоксовки, в первые 5-10 минут. Механизм такой: раскоксовка гринол растворяет отложения и при запуске двигателя, за счет омывания маслом и скорости движения поршня, каналы и маслосъемные кольца отмываются.
МИФ 2. Раскоксовка – это только для древних двигателей
К сожалению, современные двигатели гораздо больше подвержены закоксовке, чем старые! Это связано с миниатюризацией поршневых колец и проточек под них в поршне. Если раньше высота колец могла достигать 2-4 мм, то после 2000-2010 годов практически нормой стало 1-1,5 мм и менее! Это приводит к тому, что нагар в значительно большей степени способен заклинить кольца в поршне. Канальчики маслостока (это даже не каналы) колец и поршней в новых моторах очень малы, это затрудняет отток загрязнений и вызывает закоксовку.
МИФ 3. Раскоксовка REANIMATOR опасна для сальников и резины
Нет, в условиях соблюдения инструкции сальникам и резинкам ничего не угрожает. Хотя в экспериментах, Реаниматор в чистом виде (если например, «искупать» колпачки в баночке с раскоксовкой) способен вызывать небольшое набухание некоторых марок резино-технических изделий. Однако подобное набухание вызывает даже бензин, и номерные растворители.
В реальности и в теории, сальникам и резинкам-прокладкам, по нашему опыту и опыту раскоксовки пользователями тысяч двигателей ничто не угрожает. Дело в том, что: маслосьемные колпачки находятся в головке блока, и в реалиях не контактируют с чистой раскоксовкой (она стекает вниз, в поддон), так же как и сальники и резинки (они покрыты маслом, которое затрудняет проникновение раскоксовки внутрь, и сальник коленвала “не плавает в масле”, он выше). То есть в реалиях возможно лишь небольшое и быстро обратимое набухание, которое может быть даже полезно, для восстановления плотности прилегания изношенных маслосъемных колпачков, сальников и прокладок.
МИФ 4. Раскоксовка это дорого, еще и свечи менять надо
При использовании современной раскоксовки, такой как Реаниматор, замена свечей не требуется, читайте внимательно инструкцию и отзывы. Более того, Реаниматор способен очищать свечи от нагара!
Стоимость набора для раскоксовки редко превышает стоимость 1-2 литров качественного синтетического масла, что вполне приемлемо, ведь расходы на раскоксовку способны окупиться очень быстро. Расход масла на доливку может нанести значительный финансовый ущерб, и кроме того, дымящий автомобиль сложнее продать и он дешевле.
МИФ 5. Раскоксовка за 1-2 часа не возможна, нужно ждать сутки или ночь
Препарат GREENOL REANIMATOR первый продукт перевернувший представление о раскоксовке, именно он позволяет за 1-2 часа очистить от нагара кольца. Если обычную раскоксовку нужно заливать на 12-24 часа, то по нашему мнению она мало- или не эффективна, так как либо она не растворяет ничего, либо за это время может испариться и загрязнения прилипнут обратно. Более того за 1-3 часа двигатель остывает и скорость химических процессов резко падает, нет смысла ждать долго, наиболее активно раскоксовка проходит при повышенной температуре.
Скорость химических реакций при повышении температуры на каждые 10 градусов возрастает в 2-4 раза (приближенно, правило Вант-Гоффа). То есть в случае раскоксовки, при 30 градусах скорость в 2 раза выше, чем при 20. А при 80-90 градусах приближенно в 64-132 раза быстрее идет раскоксовка чем при 20 градусах. Именно поэтому раскоксовку надо делать на горячую, это гораздо эффективнее! И именно поэтому тест на повреждение краски поддона нужно делать на горячую, реаниматор на холодную почти не ест краску.
МИФ 6. Раскоксовка опасна для катализатора
Препарат GREENOL REANIMATOR безопасен для катализатора, после запуска двигателя после раскоксовки может наблюдаться непродолжительное дымление – это выгорают остатки препарата. Этот дым не содержит вредных для катализатора веществ, в отличие от некоторых других обывательских способов раскоксовки.
Так, продуктами горения (выгорания) димексида, используемого энтузиастами для раскоксовки, являются крайне опасные для здоровья оксиды серы SO2 и SO3 образующие с парами воды в цилиндре и в выхлопной системе крайне агрессивные сернистую и серную кислоты, которые способны мгновенно повредить металл двигателя, например зеркала цилиндра, катализатор и лямбда зонд.
Не следует вдыхать выхлопные газы автомобилей при раскоксовке любым препаратом!
МИФ 7. Раскоксовка опасна для алюминия и покрытия цилиндров (никасил, алюсил и др.)
Раскоксовкой Greenol можно раскоксовывать двигатели с покрытием/напылением. Дело в том, что в составе продукта нет кислот или щелочей, способных повредить металл или никасиловое покрытие. Более того, Реаниматор содержит специальные смазывающие вещества, предотвращающие повреждение цилиндров при проворачивании и шевелении поршней во время раскоксовки.
Для раскосовки важно отсутствие значимого количества кислоты и щелочи, которые реально жрут металл, особенно алюминий. В нашем продукте их нет, и значит, Реаниматор никак не влияет на металл. Даже без специальных средств измерения наличие избытка кислоты/щелочи легко определить: если после раскоксовки (некоторыми, но не нашим продуктом), металл поршня становиться матовым, или шипит при раскоксовке, значит, скорее всего, продукт содержит запредельное количество кислот/щелочи, растворяет металл, что опасно для зеркала цилиндра и поршня. Как правило, раскоксовки на основе кислоты или щелочи крайне дешевые, будьте осторожны, посмотрите тесты и отзывы о препаратах перед покупкой.
ФАКТ 1. Раскоксовка REANIMATOR жрет краску поддона
Верно, отслоение краски при раскоксовке составом Greenol Reanimator, это важный побочный эффект, доказывающий высокую эффективность продукта.
Мы, в отличие от некоторых других производителей, честно указываем в инструкции на возможное повреждение краски и необходимость снятия окрашенного поддона и крышек двигателя, чтобы обезопасить потребителей от крайне неприятных сюрпризов, таких как задиры и заклинивание двигателя из-за масляного голодания. Масляное голодание может быть вызвано закупоркой маслоприемника остатками краски.
Раскоксовки не влияющие не краску, как правило, почти не обладают эффектом, так как у продукта должна быть сила и способность растворять самые стойкие нагары, по химическому составу напоминающие старую краску.
Для снижения вероятности, но не исключения повреждающего действия можно раскоксовывать холодный двигатель (комнатной температуры). Но эффективность растворения нагаров на поршне тоже будет ниже. В любом случае надо снять поддон и убедиться в целостности краски и чистоте маслоприемника. Снятие поддона для двигателя с пробегом это полезное дело, вы сможете удалить накопившиеся там шламы, кусочки нагара и несливаемый остаток масла, а так же почистить сетку маслоприемника.
Мы в компании GREENOL проводим научные исследования и скоро выпустим вторую версию раскоксовки, не влияющую на краску и обладающую почти такой же эффективностью. Следите за новостями.
ФАКТ 2. Раскоксовка GREENOL помогает снизить или устранить масложор
Уже реанимированы тысячи двигателей в более чем в 5 странах (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина, Великобритания и др.). Один из лучших результатов — снижение расхода масла с 10-12 литров на 10.000 километров до нуля! Двигатель перестал дымить и расходовать масло, улучшилась динамика, снизился расход топлива, повысилась компрессия. Например, двигатели серии M54 от БМВ отлично реагируют на раскоксовку Реаниматором.
Есть опыт раскоксовки кораблей, строительной техники, грузовиков.
Мы постоянно получаем живые настоящие отзывы и письма благодарности за качественный продукт. Вы можете ознакомиться с положительным опытом применения Реаниматора на профильных форумах и сообществах в интернете.
ФАКТ 3. Раскоксовка REANIMATOR полезна для сальников и резины
Благодаря научно обоснованному составу раскоксовка Реаниматор оказывает комплексное воздействие на причины масложора. Одним из свойств раскоксовки является восстановления плотности прилегания изношенных маслосъемных колпачков, сальников и прокладок, за счет восстановления их эластичности. При соблюдении инструкции к набору для раскоксовки Reanimator сальникам, прокладкам и маслосъемным колпачкам ничего не угрожает.
ВОПРОС 1. Можно ли раскоксовывать дизели?
Дизельные двигатели можно раскоксовывать, но есть сложности с заливкой жидкости: придется снимать форсунки или свечи накаливания, что зачастую весьма проблематично. Еще из сложностей – на поршнях дизелей часто большие выемки и жидкости понадобится больше, так как она останется в выемках. Из нашего опыта, дизели реже закоксованы (так как работают при более низкой температуре), и часто расход связан с износом. Решение за вами, взвешивайте все за и против.
ВОПРОС 2. Как раскоксовать оппозитный двигатель?
Отличие оппозитного двигателя в том, что цилиндры расположены горизонтально и следовательно невозможно одновременно заполнить жидкостью сразу все цилинды – в некоторых она вытечет через выпускные клапана. Рекомендуем раскоксовывать цилиндры поочередно. То есть, провернуть двигатель ключом за коленвал, чтобы выпускные клапана закрылись, и раскоксовать этот цилиндр, затем повторить процедуру для других цилиндров.
Лайфхак от субаристов – нам рассказали, что удобно заливать раскоксовку через отверстия форсунок или при снятой рампе или через впускные клапана после снятия коллектора. В этом случае можно полностью заполнить цилиндр, в отличие от заливки через свечные отверстия.
Для снижения расхода жидкости заливайте ее, когда поршень максимально близко к головке блока в этом цилиндре.